Икебана своими руками: оригинальное украшение для дома (40 фото)

Семейство злаки

высшего профессионального образования

«Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина»

Омский аграрный техникум

Курсовая работа

Тема: Злаковые

Дисциплина: Ботаника с основами физиологии растений

Исполнитель: Бреге Андрей Анатольевич 

Группа 11 СПС 

Проверила:  Ангина О.В.

Оценка: _____

   Дата: __-__-2012

Омск

2012

Введение стр. 3

Морфо-анатомические  особенности злаков стр.4

Семейство злаки стр. 5

Морфологические особенности злаков стр. 6

Анатомические особенности злаков стр. 7

Вегетативные органы стр. 9

Генеративные органы стр. 10

Экологические группы злаков стр.12

Эндемизм стр. 20

Список используемой литературы стр. 25

Введение

Необходимость изучения семейства мятликовых актуальна, во-первых,  в связи с отсутствием  обобщенной сводки по злакам и недостаточной  изученностью в некоторых ботанико-географических районах Казахстана.

Всестороннее изучение и ревизия таксономического состава данного семейства необходимо для создания контрольной базы данных по мятликовым в пределах Заволжско-Казахстанской степной провинции для длиннопериодных наблюдений и мониторинга происходящих изменений в степных экосистемах, вызванных глобальными изменениями климата, а также воздействием антропогенного пресса на растительность. В работе обобщены сведения об использовании злаков Установлено, что большинство из них являются кормовыми, пищевыми, строительно-поделочными, декоративными. Выявлено 43 вида злаков, являющихся редкими и исчезающими, отмечены причины сокращения их ареалов, уменьшения численности и исчезновения, намечены пути их охраны и восстановления

К работе прилагаются точечные карты распространения 93 видов, данные по их таксономии и экологии являются важной основой при обработке злаков для последующих изданий «Флор» и «Определителей»

1 Морфо-анатомические особенности злаков

1.1 СЕМЕЙСТВО ЗЛАКИ

 Семейство злаков  является одним из наиболее крупных семейств покрытосеменных растений.

Число родов и  видов, составляющих  это семейство, может быть подсчитано лишь приблизительно, но, по-видимому, в него входят около 11000 видов и 900 родов, в нашей стране встречается 146 родов и до 1000 видов.

  Кроме того, злаки – наиболее важное в хозяйственном отношении семейство цветковых растений. К нему принадлежат основные растения – пшеница,  рис,  кукуруза,  а также целый ряд других, менее широко культивируемых родов (рожь, ячмень, овес, сорго, просо и другие)

          Злаки используются и в качестве  декоративных растений, преимущественно для газонов.

          Вследствие большого практического  значения злаков вопросы систематики этого семейства в настоящее время разрабатываются очень интенсивно. Нашей стране начало более глубокому изучению злаков положили многочисленные работы выдающегося агростролога, академика Петербургской Академии наук К. А. Трипиуса. Трипиусом было описано огромное количество новых видов злаков.

          Следующий этап интенсивного  изучения злаков на территории  нашей страны связан главным  образом с деятельностью Р.Ю.  Рожевица (1882 – 1949 гг.). Ему принадлежит  заслуга систематизации сведений  о злаках.

Разновидностей особенно много в пределах широко распространенных подвидов (или монотипных видов), однако описание  их под специальными названиями, на наш взгляд, имели смысл лишь у важных в хозяйственном отношении растений (например – у культивируемых   сортов пшеницы или  овсов).

У дикорастущих видов полезно отметить лишь некоторые, наиболее бросающиеся в глаза разновидности (например – кроме типовой разновидности с голыми колосками, разновидность с опушенными колосками).

Как и подвиды, многие разновидности, по-видимому, являются результатом происходившей в далеком прошлом интрогрессивной гибридизации данного вида или подвида с  другими  относительно  близкими  видами или подвидами. Вполне возможно, что разновидности, как и подвиды, могут отличаться друг от друга по времени в  течении  суток или хромосомному числу и потому были генетически изолированными друг от  друга, несмотря на совместное обитание.

1.2 Морфологические особенности злаков

Злаки –  преимущественно травянистые многолетние  или однолетние растения, образующие рыхлые или более плотные дерновины, подземные корневища, реже более или менее длинные наземные ползучие побеги.

Основной особенностью корневой системы злаков, как и большинства других представителей однодольных, является раннее отмирание системы главного корня и замена ее стеблероидными придаточными корнями, возникающими в узлах зоны кущения под поверхностью, а иногда и  непосредственно над ней. Исследованиями Т.И.

Серебряковой (1969) было выявлено существование у злаков двух типов корневых волосков: при «фестукоидном» типе в эпидермисе корня чередуются длинные и короткие клетки, причем последние образуют корневые волоски, отходящие от их апикального конца и расположенные под острым углом к поверхности эпидермиса.

Стебли большей  частью полые (соломина) с хорошо выраженными, заполненными тканью узлами. Стебли злаков у большинства триб ежегодно отмирают до зоны кущения. Как считает Н.Н.

Цвелев (1970), характерные для большинства злаков стебли с расставленными узлами являются более продвинутыми в эволюционном отношении по сравнению со стеблями, имеющими все междоузлия сближенные близ их основания.

Сердцевина у большинства злаков в междоузлиях быстро отмирает, но сохраняется в узлах, но у многих паникоидных и эрагростоидных злаков она сохраняется по всему стеблю и обычно содержит сосуды.

У подавляющего большинства злаков листья часто  разделены на две части: линейную или ланцетную пластинку с параллельным жилкованием и трубчатое влагалище, охватывающее стебель на значительном протяжении.

На границе листовой пластинки и с внутренней стороны влагалища имеется пленчатый язычок (ligula), имеющий немаловажное диагностическое значение. Наиболее хорошо развит язычок у многих фестукоидных злаков, приуроченных к мезофильным местообитаниям

Н.Н.

Цвелев (1974) считает, что язычок является прогрессивным новообразованием, препятствующим проникновению воды, а также спор грибков и бактерий внутрь влагалища листа, хотя не исключена и его более древняя «предлистовая» природа.

Ветвление побегов  у злаков, как правило, осуществляется на ограниченном пространстве, в так называемом узле кущения, где на сближенных узлах в нижней части стеблей формируются пазушные почки, из которых развиваются новые побеги.

У злаков, наземные стебли которых способны ветвиться на значительном протяжении (вне узла кущения), морфологические особенности предлиста могут быть использованы в качестве диагностического признака у видов родов: Botriochloa, Crypsis, Digitaria.

Цветки злаков собранны в разнообразные по внешнему виду, строению и степени ветвления соцветия. Элементарным соцветием злаков является колосок, состоящий из более или менее развитой оси, колосковых чешуй и одного, двух или многих обоеполых, реже однополых цветков, расположенных двурядно на оси колоска.

Эти внутренние чешуи, как и третья, по своему происхождению являются остатками редуцированных нижних цветков в колоске. По предположению Н.Н. Цвелева и Л.Р.

Петровой (1974) первичному многоцветковому колоску современных злаков предшествовало гипотетическое «колоскообразное» соцветие, которое отличалось от него присутствием над нижней и верхней цветковыми чешуями не одного, а нескольких цветков со своими брактеями и предлистьями.

Типичный  цветок злаков имеет две различающиеся по форме  и строению чешуи – наружную, или нижнюю цветковую, и внутреннюю, или верхнюю цветковую, которая в закрытом цветке, как футляр, вложена в нижнюю. У некоторых видов верхняя цветковая чешуя отсутствует.

Нижняя цветковая чешуя у представителей различных родов и видов злаков очень разнообразна по форме, размерам, консистенции, количеству жилок, опушению и другим морфологическим признакам. Нередко она снабжена остью, отходящей от ее верхушки или спинки.

Все эти признаки имеют важное диагностическое значение  и используются, как и другие морфологические особенности, при составлении таблиц для определения родов и видов злаков. Значительное  большинство злаков имеет обоеполые цветки

В обоеполых цветках злаков между нижней и верхней цветковыми чешуями располагаются репродуктивные органы цветка: тычинки и пестик

Значительное  большинство злаков имеет обоеполые цветки. В обоеполых цветках злаков между нижней и верхней цветковыми чешуями располагаются репродуктивные органы цветка: тычинки и пестик.

В подавляющем большинстве случаев имеется 3 тычинки, реже их 2 или 1, или же 6. Н.Н. Цвелев (1976) считает, что как первичные злаки, так и их непосредственные предки имели 6 тычинок, расположенных в два круга.

Присутствие или отсутствие лодикул, как и  их строение, когда они имеются, являются существенными систематическими признаками.

Так у большинства злаков подсемейства Pooideae лодикулы имеют вид двух очень маленьких цельных или двулопастных чешуек, лишенных или почти лишенных проводящих пучков.

У родов трибы Meliceae они как бы обрублены и на значительном протяжении слипаются друг с другом, а у таких родов как Alopecurus  и Coleanthus они вообще отсутствуют.

1.3 Анатомические особенности злаков

Наиболее важным из них является, отмеченное еще в работах Дюваль-Жува (1875) и Авдулова (1931) различие между «фестукоидными» и «паникоидными» злаками в расположении ассимилирующей паренхимы, а также в строении обкладок (или влагалищ), окружающих проводящие пучки.

К этим двум основным типам анатомического строения листовых пластинок «фестукоидному» и «паникоидному», позднее (Stebbins  G. L.,1956) были добавлены «хлоридоидный» и «бамбузоидный», а затем (Brown W. V., 1958; 1961) «аристидоидный» и «арундиноидный» типы.

Таким образом, в настоящее время выделяются шесть типов анатомической структуры листовых пластинок (Carolin R. C., Jacobs S. W. L., Vesk M., 1973).

2.  «Бамбузоидный» тип сходен с предыдущим, но имеет более ясно выраженную внешнюю  паренхимную обкладку пучков, состоящую из клеток с малозаметными хлоропластами; хлоренхима также диффузно расположенная, но состоящая из своеобразных лопастных клеток. Характерен для бамбуков, а также для триб Oryzeae, Stipeae, Danthonieae.

Проведенные детальные исследования листовой анатомии злаков с помощью электронного микроскопа (Carolin R. C., Jacobs S. W. L., Vesk M.

, 1973) показали, что к «бамбузоидному» типу следует относить только трибы подсемейства бамбуков, а трибы Oryzeae и Stipeae имеют листовую анатомию, значительно более близкую к «фестукоидному» типу.

Школы

Икебана развивается в рамках определённых школ и стилей. Наиболее известными в Японии считаются школы Икэнобо, Охара, Согэцу.

Икэнобо

Первой школой развития икебаны следует считать Икэнобо. Икэнобо была основана в середине XV века Икэнобо Сэнкэем — священнослужителем буддийского храма Роккаку-до в городе Киото. В школе Икэнобо, в отличие от других школ, до сих пор существуют старые стили икебаны, такие как стиль Сёка и Рикка. Икебана в стиле Рикка первоначально использовалась для украшения храмов, сейчас используется в основном для религиозных ритуалов и торжеств. Этот стиль отражает величие природы. Например, сосновые ветви символизируют скалы и камни, а белые хризантемы символизируют реки или небольшие ручейки.

Охара

Школа Охара, основанная в 1897 году, привнесла в икебану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растения устанавливаются в плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кэндзанов).

Согэцу

Школа Согэцу (яп. 草月 — «трава и луна») — наиболее современная из школ, возникшая в 1927 году.

Отличие этой школы — применение в икебане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала. Икебаной стали украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, парках, метро.

Создал школу Софу Тэсигахара — художник-новатор, скульптор, которого на Западе называли Пикассо цветов.

Легенда о первой икебане

Буддийские монахи — создатели первой икебаны на планете. Однажды по Японии прошелся сильный ураган, буквально уничтожив все на своем пути. Монахи возложили поломанные ветки деревьев и цветы к подножию статуи Будды и произнесли молитвы, попросив восстановить поврежденную растительность. Некоторое время спустя сады снова наполнились цветами и щебетанием птиц — и монахи стали регулярно сооружать икебаны, чтобы они всегда оставались цветущими.

Изначально создавать икебаны могли только священнослужители — и делали их исключительно в качестве даров Будде или для украшения храмов. Позже стали создаваться икебаны для украшения императорских садов: в них использовались хризантемы как символ правящей семьи. В IX-X веках икебаны окончательно перестали быть прерогативой императоров и монахов — и стали все чаще появляться в домах простых японцев.

Умение составлять цветочные композиции стремительно развивалось: уже к середине XV века в Японии появилась первая школа икебаны — Икэнобо, названная в честь священнослужителя Икэнобо Сэнкэя из города Киото. Позже это искусство стало обязательным для гейш и самураев — последние изготавливали икебаны перед тем, как отправиться на войну, с которой могли не вернуться.

Школы и стили

Первая школа была открыта в городе Киото в XV веке монахом
Икэнобо Сэнкэй. В этот период композиции обучались как одному из элементов
религиозного служения. Первые икебаны имели высокую основную линию 1-1,5 м в
высоту. В пространстве храма они символизировали стремление человека к богам.

Стиль Рикка отличался грандиозными конструкциями, точностью
линий. За основу брали бамбуковые стебли и сосновые ветви, а прочие растительные
элементы считались дополнительными. В стиле Рикка растения символизировали
священную гору.

Над одним произведением работало одновременно несколько
мастеров. Учились в школе Икэнобо всю жизнь, а звания мастера достигали только через
20 лет обучения. В XXI
веке икебану Рикка составляют для больших религиозных светских праздников.

Нагэирэ

Простые и лаконичные композиции в высоких вазах появляются в
XVI веке вместе с чайной церемонией. В простоте и натурализме стиля
прослеживалось влияние школы Икенобо: высота сосуда с одним возвышающимся
цветком составляла до 1,5 м.

Сёка

Секулярный, светский стиль, который пришел на смену Рикка,
сформировался в XVIII
веке. В нем отражается традиционный принцип треугольника. Линейные формы
указывают на символическое взаимодействие человека с землей и небом. Растения
помещали как в низкие, так и высокие вазы.

Морибана

В 1897 году Унсин Охара основал новую школу, названную его
именем. В ней выделились стили Морибана и Хейка.

В начале XIX века в Японию привозят новые цветы и растения из стран
Европы. Их не использовали в традиционных школах. Под влиянием западной
культуры появился новый стиль. В нем сочетался натурализм и особенности
местности, естественная красота живых растений.

Для стиля Хейка берут узкие вазы, а для Морибаны – низкие
плошки. Растения опирают на края вазы или на специально предусмотренные
деревянные подпорки. В емкости с цветами допустимо добавлять воду. Кроме традиционных
материалов появляются камни, мхи и ветви. Кензан – держатель для закрепления
цветов помещают на дно плошки.

Согэцу

После двух мировых войн под влиянием европейской культуры
сформировался свободный стиль и авангардная молодая школа, основанная в 1929
году художником Софу Тэсигахара. В старых школах было недопустимо использовать
элементы неживой природы или искусственные материалы. Но художник и скульптор
решил осовременить японское прикладное искусство. Он использует стекло, камни,
металл, фарфор и даже веревки с цепями.

У мастеров XXI века на первое место выходит необычность формы, новизна и динамичность.
Например, ветви должны быть изогнуты необычным и даже причудливым образом,
чтобы привлечь внимание зрителя

История возникновения

О появлении искусства икебана гласит одна легенда. Однажды по Японии прошелся сильный ураган с грозой, который снес на своем пути все и разрушил деревья и кусты вокруг. Тогда буддийские монахи, возложив к статуе Будды веточку поломанного дерева, обратились к Учителю в надежде на то, что он поможет восстановить разрушенную растительность.

Удивительно, но спустя немного времени благоухание цветов вновь распространилось по опустошенным территориям, кусты распустили бутоны, а сады зацвели, вновь даря красоту окружающим. Так буддийские монахи начали частенько сооружать икебаны, чтобы сады никогда не переставали цвести.

Мнения историков по поводу того, когда появилась первая икебана, сильно расходятся. Принято считать, что на японские земли она пришла из Китая, и, как хризантема – символ императорской власти – распространилась по всей стране, точнее, по буддийской ее стороне. Изначально композиции изготавливали монахи, ими украшали храмы и даровали Будде как подношение.

Позже, в IX-X столетиях, композиции вышли за пределы храмов и распространились в домах обычных японцев. Приобретая более естественные, изящные формы, они стали неотъемлемой частью интерьера и принесли с собой гармонию.


Икебана на чайной церемонии в Древней Японии

К XII-XIV столетиям искусство переняли аскетичные самураи, поэтому сделали его более простым, скромным. Примерно в это же время в Японии развилась школа дзен-буддизма, поэтому букеты, символизируя путь к истине, напрочь лишились какого-либо шика, хотя остались все такими же красивыми и символичными.

Все изменилось в XVII-XIX веках, когда главными жизненными ценностями стали обычные радости и любование самой жизнью. Былой символизм в композиции стал не таким важным, как ощущение гармонии, которое дарили икебаны того времени.

Как японцы создают икебаны?

Жители страны относятся к цветам, как к божествам. Сначала они продумывают стиль, размеры и цветовую гамму композиции, а также определяют, где она будет стоять в доме или кому будет преподнесена в подарок. Икебану советуют делать в полном одиночестве, чтобы никто не нарушил вашу композицию и не помешал творческому самовыражению.

Японцы любят чистоту линий и используют их, чтобы подчеркнуть символизм композиции. Все элементы в икебане устанавливаются ассиметрично и образуют подобие треугольника: вершины его символизируют небо, человека и землю.

Вот основные советы по созданию икебаны:

1. Красивые цветы не гарантируют красивый результат. Делайте акцент на том, чтобы разместить элементы композиции правильно в отношении друг друга.

2. Икебана должна соответствовать не только случаю, для которого она создается, но и времени года.

3. Величие и красоту природы можно отобразить даже в единственном цветке или веточке.

4. Беритесь за создание икебаны лишь тогда, когда вы пребываете в полном спокойствии и хорошем настроении.

5. Количество цветов и веточек не имеет значения.

6. Изогнутые линии веток и стеблей наполняют творение эмоциями.

7. Для создания икебаны необходима ваза, флористическая губка или кэндзан (подставка), секатор и вода.

Фиксация

Ветку обрезают под углом и при необходимости расщепляют конец. Затем ее насаживают на кэндзан так, чтобы сторона среза располагалась противоположно предполагаемому направлению наклона. После того как ветка будет прочно зафиксирована, берутся за ее основание и придают компоненту нужное положение. Аналогичным образом закрепляют стебли цветов, но действуют при этом еще осторожнее. На мягких стеблях делают прямой ровный срез и сразу насаживают растение на кэндзан, придавая ему желаемый наклон. Тяжелые соцветия или сильно наклоненные ветви могут перевернуть кэндзан. Чтобы этого не случилось, присоедините к первому кэндзану еще два-три.

Особенности искусства

Жители Страны восходящего солнца приравнивают создание цветочных композиций к высокому искусству. Как, например, музыкант должен обладать идеальным слухом, создатель икебаны должен иметь безупречный вкус и отличное зрение.

В составлении композиции большую роль играют линии, цвет и форма. Например, с помощью горизонтальных линий передается равнодушие, отстраненность, а диагональных — воодушевление, радость.

«Теплые» цвета — например, желтый, оранжевый — передают позитивный настрой, доброжелательные чувства, а вот синие, голубые — сдержанность, холодность. Зеленый же цвет считается нейтральным и используется для «связки» других цветов между собой. Часто мастера играют на контрасте цветов, что позволяет влиять на настроение и эмоции людей.

Как мы уже знаем, икебаны тесно связаны с буддийской философией, а также с религией синто, и поэтому в основе лежит символизм – противостояние злых и добрых сил, земных и небесных. В связи с этим композиции символично выполнялись из двух веточек.

Позднее, приблизительно в VII столетии, к двум элементам добавился третий, который олицетворял человека. Так условной схемой построения икебаны стал треугольник – гармоничная форма в японском понимании.

Сегодня внимание уделяется не только самой композиции, но и тому, какое место она занимает в интерьере, какую имеет форму или цветовую гамму, какой на нее падает свет. Такое повышенное внимание оправдано – ведь некоторые японцы считают процесс созерцания икебаны настоящей медитативной практикой

Материалы для икебаны

Как сделать икебану, не имея никакого опыта? Можно посещать специальные курсы, но они есть не в каждом городе. Гораздо проще осваивать искусство икебаны самостоятельно, хорошо что в эпоху интернета можно найти массу информации по этой теме.

Для начала нужно запастись необходимым для творчества материалом. Тут многое будет зависеть от фантазии, ведь современные стили японских композиций предполагают наличие не только природного материала, но и элементов из пластика, металла, картона, стекла или кожи. Однако можно выделить три основные составляющие, из которых компонуется любая икебана:

  • сосуд;
  • кендзан (подставка для удерживания элементов);
  • сами составные части.

Выбор сосуда будет во многом обусловлен формой будущей композиции. Это могут быть вазы, вазоны, плоские керамические плошки, стеклянные блюдца или даже плетёные корзинки. Интересной дизайнерской находкой можно назвать спил толстой ветки дерева с отверстиями, который можно использовать вместо сосуда, размещая в нём составные части букета.

В сосуд помещается подставка, которая тоже может быть из различного материала, например, металлическая или пластмассовая. Бывают подставки из специального губчатого вещества, в котором можно зафиксировать ветви в нужном положении. Крепление может происходить также с помощью пенопластовых брусков, пластилина, проволоки и даже с использованием песка, глины или гипса вместо подставки. Всё это можно приобрести в больших цветочных павильонах.

Ну и сами составляющие букета. Можно встретить икебаны из искусственных цветов, из веток, с использованием сухих растений, листьев, шишек, плодов деревьев, в общем, тут фантазия не ограничивает художника.

Осеняя икебана своими руками

Идеи для создания осенней японского букета дарит нам сама природа. Для создания икебаны на осеннюю тему понадобится:

  • декоративная тыква – лучше круглой формы
  • ветвистые веточки без листьев
  • веточки рябины
  • декоративные элементы по желанию – листья, шишки, блеск для комнатных цветов
  • клеевой пистолет

Процедура создания осенней икебаны:

  1. Основной элемент икебаны – декоративная тыква. Ее нужно заранее подготовить – аккуратно срезать дно так, чтобы оно было максимально ровным. Далее очистить тыкву от семечек и сделать сверху отверстие для веточек.
  2. Используя клеевой пистолет, приклейте шишки к веточкам

3. После полного высыхания клея, поместите основу композиции на тыкве.

4. Центральные элементы икебаны готовы, самое время оформить второстепенные. Для этого вставьте в центральную часть композиции ветки рябины, располагая их как можно динамичнее – под углом к тыкве, на разной высоте друг от друга.

Завершающий шаг – оформление икебаны сухими листьями. Приклейте их с помощью термопистолета.

Важно не только создать икебану, но и правильно ее преподнести. Лучшим украшением осенней икебаны будет подушка из сухих листьев, украшенная несколькими каштанами

Именно на такую основу устанавливается само творение.

Нагэирэ

Этот стиль немного сложнее, чем морибана. Срезанные цветы свободно опираются о края высокого сосуда, представая в своей первозданной красоте. Чтобы добиться такого эффекта, необходимы специальные подпорки кубари. Это могут быть две прямые деревянные палочки или вилка (расщеп). Они должны быть чуть длиннее диаметра контейнера. Кубари опускают в сосуд, подпирая ими стенки и располагая крест-накрест. Очень важную роль играет в нагэирэ обрезка: она помогает добиться необходимого объема и равновесия материалов. При сравнении этого стиля со стилем морнбана можно заметить, что в нагэирэ линия Неба располагается более горизонтально, а линия Человека имеет меньший угол наклона, она немного удалена от центра композиции. В то же время линию Земли обозначают более крупным цветком, чтобы уравновесить более низкую линию Неба. Композиция в стиле нагэирэ оставляет впечатление легкости, а стиль морнбана характеризуется объемом и глубиной.

{/LikeAndRead}

Японские школы икебаны

Помимо традиционной Икэнобо, есть еще и более современные методики составления букетов. В 1897 году появился новый стиль икебаны – это морибана. Эта школа обучает мастеров создавать композиции в плоских сосудах, низких вазах. Там используются металлические наколки – кэндзаны. Стебли растений или цветов накалываются на вертикальные иглы, что обеспечивает фиксацию в нужном положении. Кэндзан обычно располагают в низком сосуде, скрывают его растительным материалом, а чтобы цветы не вяли, ваза заливается водой.

Самая современная школа искусства икебаны – это Согуцэ. Она относительно молода, возникла в 1927 году. Отличается от остальных методик тем, что в ней используются не только цветы и растения, а разнообразный другой природный материал. Это камни и пластик, ткань и даже металл. Главным цветочным скульптором, который является инициатором создания данной школы, является Софу Тэсигахара. Он считается новатором и художником. В Европе и Америке его прозвали Пикассо цветов.

В популярной культуре

Икебана преподается в школах. Он также был показан в манге , аниме и был показан по телевидению.

В Magic-kyun! Ренессанс , главная героиня Айгасаки Кохана практикует икебану , как и ее мать до нее.

Сёдзё Zig Zag фокусируется на мальчик по имени Такааки Asakura ( по прозвищу «Taiyou» (солнце) и его любовь к цветам.

В 1957 году режиссер и гроссмейстер Согетсу-рю Хироши Тешигахара снял фильм « Икебана» , в котором рассказывается о его школе. «Цветок и меч» , выпущенный в 2017 году, повествует о развитии икебаны в период Сэнгоку при правлении регента Тоётоми Хидэёси в 16 веке. Режиссер Тэцуо Шинохара был основан на романе Тадаси Оницука . В ролях Камедзиро Итикава в роли лорда Хидэёси, Мансай Номура в роли монаха Сенко Икенобо и Коичи Сато в роли Сен-но Рикю. Мастера и их помощники Икенобо школы принимали участие в создании различных Рикка , Шока , и Суна-нет-моно устройства для фильма. Особо следует отметить очень большую композицию суна-но-моно, которая была воссоздана на основе исторической части, расположенной в резиденции клана Маэда в Бунроку 3 (1594 г.), на изготовление которой потребовалось 14 человек за десять дней, размер которой составлял 3,5 м (11 футов). высота и 7,2 м (24 фута) в длину.

История зарождения искусства и его развитие

Искусство зародилось в Китае в VI -VII вв. н.э. Ветки сосны
и кипариса, цветки роз и лотоса – первые растительные элементы для аранжировки.
Растения помещали в бронзовые сосуды.

В Х-XII вв. религиозный обряд приношения богам постепенно
упраздняется, начинается расцвет светской культуры. Икебанамиукрашали дворец императора и имения
аристократов. При дворе императора проводились соревнования по аранжировке.

В XVI веке появляется чайная церемония. Икебана в сдержанных, спокойных оттенках и простых формах находится
в беседках во время чаепития.

В XVII-XIX вв. окончательно оформились основные направления
и школы, а само искусство стало национальным достоянием Японии.

Сегодня

Сегодня эту форму аранжировки цветов практикуют тысячи людей во всем мире. В одной только Японии существует более тысячи школ, где преподается этот вид искусства.

Линиями, расположенными в различных направлениях, можно усилить и выделить определенную тему, показать истинное назначение данной икебаны.

Если кто-то хочет овладеть этим видом японского искусства, ему нужно будет обучаться в одной из школ. Во главе этих школ стоит имотото или сенсей (учитель-гроссмейстер). Эта роль часто передается от родителя к ребенку. Я думаю изучить икебану на любительском уровне можно и по интернету. Это, конечно, не тот случай, когда после нескольких уроков вы сразу знаете, как это сделать. Чтобы понять это искусство, нужны годы, и даже тогда вы продолжите развиваться.

Икебана в домашнем интерьере

В Вашем доме икебана создаст атмосферу востока, подарит умиротворенность и покой. Икебана это не только сочетание японской философии и эстетики: оригинальные композиции из цветов могут быть и просто очень красивым дополнением к домашнему интерьеру.

Икебану можно составлять как из живых цветов, так и из сухоцветов, корней и веток. В японских интерьерах сегодня более популярны композиции из сухих цветов. Большинство растений и в “сухом виде” выделяют фитонциды и антисептические вещества, благотворно влияя на микроклимат в вашем доме или офисе.

В настоящее время можно встретить большое количество цветочных салонов и студий, предлагающих икебаны. Понравившийся букет вы можете выбрать по каталогу, и получить с доставкой на дом. Любители цветочных украшений могут составить икебану сами. Главное правило здесь – простота и изящность. Необходимые материалы – вазу, цветы (ветки и листья), а также специальную подставку “кендзан”, в которой фиксируются растения, можно приобрести в любом достаточно крупном цветочном магазине.

Важно помнить, что сухим цветам нужна забота ничуть не меньше чем живым. При правильном уходе композиция будет сохранять парадный вид долгие годы

Икебана из сухоцветов требовательна к влажности помещения, ее лучше не располагать на солнце. Если влажность воздуха менее 40%, то сухие цветы становятся слишком хрупкими. Икебану ни в коем случае нельзя ставить на отопительную батарею или подоконник

Пыль с икебаны осторожно стряхивают перьевым веничком, а также сдувают феном со слабым напором холодного воздуха

Цитаты

Икэнобо Сэнкэй писал об искусстве икебана:

«Я провёл в уединении много досужих часов, находя удовольствие в том, что собирал ветки старых засохших деревьев и ставил их в разбитый кувшин. Когда я сидел, всматриваясь в них, разные мысли приходили мне в голову. Мы прилагаем столько усилий, чтобы построить сад из камней или фонтан во дворе, забывая, что искусство икэбана дает возможность увидеть в одной капле воды или в небольшой ветке бескрайние горы и реки за самое малое время. Поистине это чудотворное искусство…

Когда я вдыхаю аромат цветов, испытываю такое чувство, будто попал в райский сад. Не зря же Будда в своих проповедях прибегает к образу Цветка. Разве пять цветов — синий, жёлтый, красный, белый, чёрный — не олицетворяют пять способностей и пять органов? Смерть бесчисленного множества цветов в зимнее время подтверждает закон Перемен, превращений, и кусочек земли с сосной и кедром в этом заброшенном месте символизирует вечную Истину Вселенной».

Морибана

В икебане стиля морибана есть возможность воссоздать часть ландшафта в сосуде с водой. Для композиций этого стиля характерна особая непринужденность и естественность Cocуда здесь играет роль корней растения, а не стебля или ствола. Эти корни служат надежной опорой, они выдерживают достаточно высокие растения и позволяют принимать им самые сложные изгибы. Три основные ветки в икебане стиля морибана располагают словно в пустом пространстве, несколько приподнятом над поверхностью воды. В композициях используется значительно больше, чем, например, в нагэирэ, вспомогательных элементов, так называемых заполнителей. Кэндзан кладут сбоку контейнера. Длину основной ветки (Небо) определяют так: величину, равную су мме диаметра и высоты контейнера, умножают на полтора. Элемент, который символизирует Небо, размещают на заднем плане. Ветка, олицетворяющая Человека, должна располагаться под углом 45. Между ветками размещают цветы и листья, которых не должно быть слишком много. После этого на переднем плане прикрепляют ветку, олицетворяющую Землю (самую короткую), наклоняя ее под углом 60. В идеале линия Человека должна составлять три четверти длины линии Неба, а линия Земли — три четверти длины линии Человека. При необходимости для маскировки кэндзана используют

дополнительные листья и побеги. После этого

композицию ставят в отведенном для нее месте, заливают в сосуд .чистую свежую воду и внимательно о сматривают икебану со всех сторон, чтобы тут же удалить замеченные изъяны. Икебану считают удавшейся, если она тянется к тому, кто на нее смотрит. Согласно концепции икебаны, смотрящий на композицию и является ее центром (фокусом).

Композиция со свечкой

Часто японские мастера отступают от классических правил создания икебаны и используют кроме живых цветов такие декоративные элементы как свечи или пластмассовые фигурки птиц и насекомых.

Нам потребуется:

  • декоративная тыква небольшого размера
  • толстая белая свеча (это основа композиции)
  • натуральные украшения – листья рябины, физалиса, облепихи на ветке.
  • шишки ольхи, сосны или кедра

Этапы сборки букета:

  1. Тыкву очистить от семечек, срезать дно, сверху сделать отверстия для свечки.
  2. Вставить свечку в тыкву так, чтобы она была на поверхности на 2/3 своего размера.

3. Декорировать пространство вокруг свечки с помощью листьев рябины или облепихи, плодов физалиса.

4. С помощью термопистолета приклеить еловые шишки.

В качестве основы для икебаны со свечкой можно использовать неглубокий горшочек, декоративные плетенные корзинки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector